Интервью со спикером: Интеллект и музыка

«У человека существует фундаментальное понятие завтра, которое позволяет ему уйти в бесконечность. Это мы начинаем планировать, запасать, организовывать, делать так, чтоб потом было хорошо, лучше, чем сейчас – у нас есть ощущение времени»

Александр Казаков, основатель школы музыки GUITARDO, нетипичный спикер для форума по интеллекту. В самом деле, он не учит феноменально запоминать знаки числа пи и не обучает стратегиям принятия решений. Он со своей командой обучает людей играть на гитаре. А еще на барабанах. И петь ещё вдобавок.

Вы спросите: «При чем здесь тогда прикладной интеллект?» Мы решили ничего не выдумывать, а расспросить Сашу об этом. Как результат получилась вот такая статья-интервью — читаем ниже и размышляем!

А чтобы было легче представить, каким голосом говорит наш спикер, как он улыбается и рассуждает — познакомьтесь с ним в коротком ролике, который мы подготовили для вас.

Надя Палагина: Саша, интересно узнать, что вообще привело тебя в музыку?
Александр Казаков: Я занялся музыкой, когда мне было 12 лет. На тот момент я учился в обычной школе и решил пойти в музыкальный кружок, чтоб научиться играть пару любимых песен. Изначально, мне просто понравилось. Я приходил к своему другу, мы играли в компьютер. Компьютер был один, мы играли по очереди. И пока я стучал по клавишам, он играл на гитаре. Мне это очень нравилось, и у меня дома была гитара, но я обходил её стороной. Так как семья музыкальная, музыка всегда звучала в нашем доме, но я никогда не приближался к этим знаниям. Видимо, откладывал до какого-то периода. Который настал в 12 лет. Я пошел в музыкальный кружок, научился играть пару песен. А буквально через 2-3 недели я увидел глобальный прогресс, который вызвал неподдельный интерес, а что же можно дальше? За первый класс музыкальной школы я прошел все семь лет программы. Понятно было, что я могу заниматься много, мне это нравится. Преподаватели начали делать на меня ставку, выставляя на различные конкурсы, тогда появились первые победы на городских, областных, всероссийских конкурсах.

Семь лет за год! Впечатляет! Как тебе это удалось?
Я приходил в музыкальную школу на каждое занятие, у моего педагога был огромный шкаф с нотами. Каждый раз брал 5 книг по 100 страниц и где-то 4 дня я занимался по 6-7 часов в день (к тому моменту мне уже нравилось заниматься много), прочитывал весь материал, проигрывал его. Что мне нравилось, я сканировал и оставлял себе. Следовательно, такими темпами к концу года я играл уже ту программу, которую люди играют на выпускных экзаменах. Я посчитал, что за 10 лет я занимался около 22000 часов. Говорят, что для мастерства нужно «наработать» 10000 часов. Вот я как бы слегка уже эту норму перевыполнил 🙂 Были периоды, когда, например, мне необходимо было готовиться к конкурсу, и я три месяца занимался ежедневно по 14 часов.

«Я посчитал, что за 10 лет я занимался около 22000 часов. Говорят, что для мастерства нужно «наработать» 10000 часов. Вот я как бы слегка уже эту норму перевыполнил»

Засыпал с гитарой, просыпался с гитарой?
Да! Вставал, играл 30 минут, ел, возвращался, играл, и так продолжалось три месяца.
Потом конкурс, один день расслабления, я встречался с друзьями. Они понимали, что видят меня не часто, и наверняка ближайшие три месяца не увидят. На следующий день у меня начинался новый этап подготовки к конкурсу, и я опять три месяца готовился. И так шли, можно сказать, годы. Потом 4 года музыкальной школы, 4 года в колледже, 5 лет в Академии Музыки им.Гнесиных в Москву.

Многие меня отговаривали, когда я принял решение поступать в колледж, т.к. это очень серьезный шаг получение профессионального музыкального образования. После колледжа я уже мог преподавать в музыкальной школе, чем я, собственно говоря, и занялся. Дело в том, что на тот момент меня это не останавливало, потому что мне это нравилось. И это было ключевое. Я не понимал в принципе, зачем заниматься тем, что не нравится. Возможно, мне повезло, но я работаю с 14 лет, и это всегда было в той или иной степени связано с музыкой. И все мои работы были очень в удовольствие. Никогда не было так, чтоб я занимался, чем-то что меня напрягало и угнетало. Я был и диджеем, играл в цыганском ансамбле, много преподавал. Но то, чем я сейчас занимаюсь, это уже не музыка в чистом виде – это бизнес. Развитие, менеджмент, управление.

Я видела как-то, ты писал Вконтакте у себя на страничке, что у музыки и математики много общего. Можешь рассказать об этом подробнее, что именно ты имел ввиду?
До музыки я много занимался математикой. Мне пророчили невероятные достижения, но в 10 классе музыка меня перетянула. Мой папа – программист, мама – музыкант. Несмотря на то, что музыка больше в чувственную сферу уходит, чем программирование, в музыке много математики. Особенно на начальных этапах, когда нужно просто попасть пальцем на клавиши, просто поставить палец на нужный лад. И в этом цифры всегда работают. Только после, когда у тебя уже получилось руки организовать, уже рождается что-то выше. Но это все поверх цифр.

Это как?
Что такое звук? По сути это волны. Когда мы играем музыку, мы играем созвучиями, то есть волнами разных частот, перебираем различные герцы. Эта разница фиксируется нашими ушами в том диапазоне, где наша барабанная перепонка резонирует, а мозг оцифровывает, и поэтому нам это нравится. Имеется ввиду соотношение. Математика вшита в пространство материи как-то по умолчанию уже. Мы это интуитивно понимаем, даже если никогда серьезно музыкой не занимались. Почему люди любят музыку?

Наверное, дело в гармонии?
Да. Мозг на уровне ощущений понимает красоту этой гармонии музыкальной. Понятно, что чем больше ты занимаешься музыкой, тем сложнее гармонию ты можешь воспринять. Также, как и в живописи: кто-то скажет: «Что за черный квадрат?! Я так тоже могу!» А если вникнуть в суть, как к этому пришли, и что этому предшествовало, осознать целую историю, то на самом деле черный квадрат – это не вершина творческого потенциала, это вершина интеллектуальной мысли. То же самое, что понять число 0. Кто-то же пришел к нулю когда-то! То же самое и в музыке. Порой мы, слушая современных композиторов, слышим «грязь». Но там очень много точной математики, которую, если понять, ощутить красоту этой гармонии, приходишь к пониманию, что это действительно круто и хочется это играть. Правда, тебя мало кто понимает, как правило (смеется). Просят сыграть Цоя, потому что это понятно. Разные потребности – это нормально. Главное, не какую музыку любить, а практиковаться. Мы все любим музыку, однако, когда мы начинаем тренироваться играть на музыкальных инструментах, петь и т.д. это уже следующий уровень. Мы не думаем о красоте, нам бы механику уяснить. Ибо точные движения рук прямо влияют на мозг. Как детям говорят: чем больше тактильных ощущений, тем лучше. В раннем возрасте это может быть все, что угодно: песок, мягкие ткани и прочее. Следовательно, чем больше мы потрогаем, тем больше информации получим, потому что другой информации нет, не существует её. Это сейчас, когда мы взрослые, у нас столько информации со всех сторон, что порой даже не понимаем, что важно, а что нет.

«На самом деле черный квадрат – это не вершина творческого потенциала, это вершина интеллектуальной мысли. То же самое, что понять число 0. Кто-то же пришел к нулю когда-то!»

Возвращаясь к музыке, мы всегда начинаем с механики. Поначалу не думаем «Что это за ноты?», «Правильно я или неправильно играю?», мы просто ставим палец на третий лад, третью струну, соотнося для себя механику и язык. Сначала мы думаем об одной руке, потом необходимо еще сыграть другой, еще сложнее функции. Особенно струнные инструменты: гитара, скрипка – это ведь очень сложные инструменты для начальной практики. Мы рекомендуем начинать играть на них с 10-12 лет. Знаешь, почему? Для двух рук функции очень разные: с одной стороны – зажимаем, с другой – дергаем. Если это скрипка: здесь – зажимаем, здесь – смычок ведем. Получается функции разные и мозгу тяжелее.
Это, как во время занятий по скорочтению у нас в центре. Ребята делают пальчиковую гимнастику, которая разгоняет мышление, во время которой мозг начинает «скрипеть». Я сама, когда первый раз села за гитару, аккорд поставила, сыграла… а потом говорят: «Ну теперь переставь», и начинается – этот палец сюда, этот сюда…
Самые первые занятия они самые интересные. Начинаешь понимать, как работают техника и компьютеры. Когда он завис, а ты в несколько мест нажал и ждешь, когда он все эти команды выполнит, проще его перезапустить, чем ждать. Здесь аналогичная история. Когда мы думаем о чем-то одном, а потом когда мы начинаем подключать сразу два пальца или две руки, то есть чем больше точек мы задействуем, становится сложнее. И наш метод построен на том, что мы даем сначала одно простое движение, второе простое движение, человек может это уже воспринимать, мы доводим его до автоматизма. И, когда он может делать одно движение одной рукой, при этом смотреть на другую и разговаривать, в целом быть адекватным, значит все хорошо, значит правая и левая рука скоординированы, можно подключать голос. Сделали один блок, перешли к следующему. Это как фундамент.

Саш, у некоторых людей возникает вопрос один касательно твоего выступления на форуме, а некоторые просто наверняка стесняются его озвучить. Поэтому я решила принять удар на себя и попросить тебя ответить на него. Intforum – про прикладной интеллект. При чем тут музыка? 🙂
Прикладной интеллект… Все знают, что такое интеллект, осталось разобраться, что такое прикладной. Для меня это то, что мы используем ежедневно, то, что нам нужно постоянно. И здорово, чтобы это у нас постоянно эволюционировало, улучшалось. Почему музыка и как она связана? Я считаю, что это один из лучших способов развивать этот самый прикладной интеллект. Не важно, в какой мы сфере, не важно, чем мы занимаемся – нам важно улучшить именно свои качества. Потому что хороший светлый мозг – это залог успешной жизни, хорошего настроения, правильных решений.

А как по-твоему музыка влияет на возможность принятия правильных решений?
Я сейчас читаю книгу «Будущее разума» физика-теоретика Митио Каку, где говорится о том, что человечество начало эволюционировать с особенно большой скоростью. Особенно интересно взглянуть на этот вопрос через призму отличия нас от животных. Возьмем ближайших к нам шимпанзе. Они знают, что захотят есть, поэтому камень какой-нибудь, но себе припасут, чтобы разбить орех. В принципе, понятие о будущем есть, но очень короткое – буквально несколько часов. У человека существует фундаментальное понятие завтра, которое позволяет ему уйти в бесконечность. Это мы начинаем планировать, запасать, организовывать, делать так, чтоб потом было хорошо, лучше, чем сейчас – у нас есть ощущение времени. И часто на занятиях я привожу такой пример. Что вообще такое музыка? Любой скажет, что это звук или когда мы берем аккорд – это созвучие. Но если мы сыграем два аккорда, мы уже начинаем организовывать звук во времени, начинаем считать: два, три, четыре…и кто-то уже кивает головой и ходит на концерты! Так как на двух аккордах уже появляется музыка.

«По сути музыка – это соотношение двух величин: звук и время. И только у людей она есть, потому что есть понятие времени. Мы понимаем концепцию завтра. Она была всегда.»

Если мы берем человека, далекого от музыки. Как из своего опыта ты видишь, музыка ложится на жизнь людей?
За 14 лет, которые я занимаюсь преподаванием, через меня прошло огромное количество людей. В основном это люди с офисной работой: стабильная работа, фиксированный график. В этом режиме очень важно переключаться. Когда ты выложился на работе, важно уметь восполнить запас энергии. Нужна творческая подзарядка. Музыка –прекрасное хобби как раз для развития и подзарядки. Понятно, что мелкая моторика, об этом все пишут, что это прямо влияет на мозг, развивает. Как правило люди, которые занимаются музыкой постоянно, дольше сохраняют активность мозга, т.е. мозг дольше способен учиться, воспринимать новую информацию. Особенное уважение у меня вызывают те, кто в зрелом возрасте приходит (нашему самому старшему ученику 74 года). Ведь это выбор в пользу того, чтобы не останавливаться в своем развитии. Музыка влияет на память, чтобы запоминать все что угодно в любой сфере. На память в принципе, не только музыкальную. Второй момент – это конечно эмоциональная разрядка, потому что когда ты играешь свое любимое произведение, а потом едешь в машине, оно звучит у тебя по радио, и ты понимаешь «Вау! Да я ведь прям сейчас могу это сыграть!» Это прекрасно! Это дает эмоциональный подъем. К нам люди приходят заниматься в 7:30 утра. Что они сделают в 7:30? Понятно, они заряжаются. До работы, у них есть время, они приходят после занятия и весь день на энергии как после физической нагрузки, потому что мозг выделил нужное количество необходимых нам ингредиентов, наркотиков наших естественных, которые дают такой подъем духа. Так что это зарядка. Физическая практика, моральное удовлетворение от того, что ты играешь свои любимые композиции. Когда моральное удовлетворение мы получаем, нам хочется и хочется этим заниматься снова и снова. И мозг благодарит нас за это.

Когда ты играешь свое любимое произведение, а потом едешь в машине, оно звучит у тебя по радио, и ты понимаешь «Вау! Да я ведь прям сейчас могу это сыграть!» Это прекрасно! Это дает эмоциональный подъем.

О чем будет твое выступление на форуме прикладного интеллекта? Почему участникам стоит прийти, послушать тебя, поучаствовать именно в твоем выступлении?
На форуме прикладного интеллекта мое выступление будет посвящено тому, как практическими, легкими способами улучшить взаимодействие между нейронами мозга, улучшить тот самый прикладной интеллект, о котором мы сегодня говорили. На моем выступлении будет небольшая теоретическая информация, где я расскажу в принципе о мире музыки и как это реально влияет на людей. Уже больше 1000 человек, которых я обучил лично, а если говорить еще и про учеников школы, то уже наверное больше 4000. Вторая часть моего выступления будет посвящена именно тем самым практическим навыкам. Мы поиграем, попоем, я расскажу, что такое ноты, аккорды, мелодия, ритм, как это все вместе взаимодействует, поимпровизируем, это будет очень здорово, весело и приятно. Приходите, я буду ждать вас!

comments powered by HyperComments